Реджио-Эмилия – процветающий город на холмах северной Италии, богатый культурой и известный своими марочными базиликовыми уксусами и сыром Пармиджано. И именно здесь появилась ни на что не похожая программа дошкольного образования, завоевавшая международную репутацию за последнюю четверть века.
Среди руин Италии после Второй мировой войны, почти из ничего, вырастали частные дошкольные учреждения, которые разительно превосходили правительственные. Молодой учитель Лорис Малагуцци начал работать волонтером на полставки и в итоге остался в одной из таких школ. Так начался уникальный эксперимент по поиску и внедрению новой учебной программы.
Оставив пост преподавателя в государственных школах, Малагуцци изучал психологию в Риме, где черпал вдохновение у таких мыслителей, как Выготский, Дьюи, Пиаже, и Брунер. Признание Брунером и Выготским способностей ребенка самостоятельно решать проблемы, а также роли культуры в развитии ума, хорошо согласовывалось с собственными представлениями Малагуцци.
Семья важна в итальянском социуме, и родители были полны решимости сохранить ее даже вне дома. На этом фоне было естественно, что дошкольные учреждения должны были стать кооперативными образованиями с большим участием родителей.
Родители («первый учитель») участвуют в принятии школьных решений, постоянно следят за успеваемостью своих детей и информируют учителя о домашних успехах ребенка. Они регулярно участвуют в детских мероприятиях и помогают в их проектах.
Обширная и постоянная документация педагогов («второй учитель») о деятельности детей: в виде рукописных заметок, фотографий, видеозаписей – является отличительной чертой программы Reggio и выполняет множество функций. Она направляет детей вперед, подсказывает персоналу, как развиваются ребята, и помогает им задуматься о своей собственной практике; и информирует родителей и широкую общественность о работе школы.
Революционным подходом считалось то, что учебная программа Реджио будет гибкой, без предписанных результатов. Долгосрочные углубленные исследовательские проекты, основанные на интересах учеников, составляют основной путь к обучению – одну из выдающихся особенностей Реджио, которая нервирует более традиционные школы.
Каждый центр обязательно включает в себя художественную студию и мини-ателье (уединенные уголки), примыкающие к отдельным классам. Профессиональные художники, артисты, хореографы и музыканты являются стандартным персоналом, дополняя работу учителей, помогая детям общаться на их «ста языках», через искусство, музыку, игры теней, пантомиму.
Исследованию способствует окружающая среда, которую считают «третьим учителем». Планировка типичной школы Reggio перекликается с городской. Как и в городе, школьная площадь служит местом, где дети могут общаться или собираться в большие группы. Есть и небольшие укромные уголки, разбросанные по периметру, чтобы удовлетворить потребность детей в личном пространстве.
Классные комнаты и кухня-столовая открываются прямо со входа, без соединительных коридоров. Дети могут наблюдать за работой поваров и часто помогают с приготовлением еды и уборкой. Есть большая свобода передвижения между зонами, в том числе на открытом воздухе. По замыслу, школа сама становится частью города, и дети могут видеть, как его деятельность разворачивается вокруг них.
Зона приветствия также важна, как место, где пересекаются миры школы и города. Диваны приглашают родителей задержаться, а через низкие окна дети видят, приближающихся к зданию, друзей. Персонал сознательно старается разговаривать с родителями, когда они приводят своих детей или забирают в конце занятий. Родителям предоставляют заметки или фотографии о деятельности ребенка в течение дня.
Наконец, самих детей можно назвать «четвертым учителем», у них есть чему поучиться, их выслушивают и уважают. Роль учителя заключается не в превосходстве или доминировании, а в руководстве. Между преподавателями, родителями и детьми формируются прочные связи, которые сохраняются в течение многих лет.
Любовь к детям и готовность меняться – вот отправные точки практикующих педагогов Реджио.